среда, 6 февраля 2013 г.

привезли иконки с иерусалима благословение дома

Уже в начале XII в. игумен Даниил в своем «Хождении» сообщал, что ключарь Гроба Господня, видев его любовь ко Гробу Господню, «отодвинул доску в головах Гроба и, взяв небольшой святой камень, подарил его мне, запретив кому бы то ни было в Иерусалиме об этом говорить». Игумен Даниил воспринял этот дар как бесценное сокровище. С такой же духовной радостью в XVI в. Трифон Коробейников принял благословение в виде частицы камня, отваленного Ангелом от Гроба Господня, а в XIX в. А. С. Норов — небольшой отломок от Святой Голгофы. В XVII в. старец Арсений Суханов отмечал, что столбцы в дверях Гроба Господня «исколупаны от людей приходящих», которые «емлют тайно на благословение». Вмещая в себя благодать Божию, кресты-реликварии с мелкими частями Животворящего Древа и камня от Гроба Господня, иконы-энколпии с частицами облачений святых (так называемые «вторичные реликвии») обладали защитной и целительной силой для владельца святыни.

В русских храмах и монастырях, музеях и частных собраниях сохранилось множество реликвий, привезенных в разное время из Палестины. На них представлены различные иконографические сюжеты: Благовещение, Рождество Христово, Поклонение волхвов, Бегство в Египет, Крещение Господне, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Тайная Вечеря, Распятие с предстоящими, Воскресение Христово и другие.

Василий Николаевич Хитрово (1834-1903), один из основателей Императорского Православного Палестинского Общества, вспоминал, как, будучи еще мальчиком, читал он перед «киотою» своей матери при слабом мерцании лампадки молитвы на сон грядущим. Взгляд его падал на выдающийся среди темных ликов перламутровый крест, принесенный когда-то давно русскою паломницею, и мысли «переносились куда-то далеко, далеко на Восток, в Иерусалим, ко Гробу Господню, к Голгофе»[1].

Паломнические реликвии во все времена являлись, прежде всего, предметами личного благочестия и памятными евлогиями (благословениями). Привезенные русскими паломниками из Святой Земли на родину, в Россию, они жертвовались в храмы и монастыри, хранились в моленной комнате или в красном углу дома, передавались из рода в род, являлись семейными реликвиями, которым воздавалось особое почитание. Такая святыня, по словам И. А. Бунина, соединяла человека «нежной и благоговейной связью» с его родом, миром, где оставалась его колыбель и детство.

1. Образы Священного Писания в паломнических реликвиях из Святой Земли

 Паломнические реликвии Святой Земли в России (XIX — нач. XX в.) 

03 февраля Спасо-Казанский Симанский монастырь , 10 февраля Свято-Благовещенская Никандрова пустынь, 17 февраля Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Изборск, 24 февраля Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий и Спасо-Елеазаровский монастыри, 03 марта Свято-Благовещенская Никандрова пустынь, 10 марта Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь, 31 марта Антониев Леохновский мужской монастырь ***

Вселенские Святыни Паломнические Реликвии: Паломнический центр ВЕРТОГРАД (Россия, г. Псков)

Комментариев нет:

Отправить комментарий